Как укрепить память (часть 1)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

К школьным врачам часто обращаются учащиеся с вопросом: можно ли развить память и что для этого нужно делать?

Постараемся помочь советом. Прежде всего запомните: память поддается тренировке и развитию.
Рассказывают, что Я. М. Свердлов, соратник В. И. Ленина, руководивший подпольной работой нескольких партийных организаций до революции, избегал каких-либо записок и документов, так как их могли найти при обыске. Он стал тренировать свою память, и даже В. И. Ленина впоследствии удивляла способность Я. М. Свердлова помнить столько всевозможных сведений: адреса, имена, задания, личные характеристики и особенности нескольких тысяч революционеров-подпольщиков, работой которых руководил.

Из книг по истории можно узнать, что знаменитый полководец Александр Македонский помнил в лицо и по имени почти всех солдат своей многочисленной армии. Подобных примеров хорошо натренированной памяти можно привести множество.

К сожалению, в медицине нет еще лекарства, которое делало бы память хорошей. Но мы расскажем о некоторых средствах, которые помогут развить и укрепить ее. Вначале следует выявить сильные и слабые стороны своей памяти. Ведь одни, как известно, лучше запоминают материал, который видят своими глазами (зрительный тип памяти), другие лучше усваивают услышанное (слуховой тип памяти), третьи хорошо заучивают материал, если делают при этом записи (двигательный тип памяти), у четвертых — отдельные типы памяти сочетаются и образуют зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и другие варианты. Это наиболее часто встречающиеся типы памяти.

Обычно у каждого человека из многих типов памяти один или два развиты сильнее, остальные — слабее. Часто это является результатом бессознательной тренировки одного типа памяти во время обучения в начальных классах. Например, девочка еще в 3-м классе привыкла запоминать зрительно. Выйдет к доске —и у нее мысленно перед глазами страничка учебника, она прямо так и «читает» по ней, помня, что в каждом абзаце написано и где какая картинка была в книге. Эта девочка и в последующих классах старалась все так же больше «эксплуатировать» зрительную память, а слуховая в это время без тренировки слабела, рече-двигательная тоже не использовалась, следовательно, и не развивалась. И вот к 8-му классу эта ученица стала ощущать недостаточность своей памяти: мало что запоминала из объяснений учителя, плохо отвечала на уроках, хотя учебник дома читала много раз и вроде бы все знала. А вывод прост: нужно стремиться запоминать, заучивать материал не одним и тем же привычным способом, а различными, чередовать их. Например, сегодня вы готовили все задания, молча читая учебник, завтра используйте рече-двигательную память: проговаривайте прочитанное вслух или шепотом. Потребуется немало настойчивости и силы воли, чтобы отвыкнуть от бывших пр’ивычек запоминания.

Чтобы хорошо овладевать материалом, необходимо выработать прежде всего навыки правильной и планомерной работы. Так, перед началом занятий надо просмотреть все что было сделано в предыдущий раз. Это позволит сосредоточить внимание и восстановить в памяти уже имеющиеся знания по данному предмету. Кроме того, это поможет лучше запомнить как старое, так и новое, углубит понимание того и другого, так как при этом устанавливаются связи нового со старым, что является не только обязательным, но и основным условием глубокого изучения материала. Чем детальнее изучаемое ассоциируется с известным ранее, тем прочнее сохраняется в памяти и тем быстрее вспоминается, когда требуется.

Приступая к изучению нового материала, необходимо сосредоточиться, т. е. сконцентрировать внимание и не отвлекаться от выполняемой работы; отсутствие же воли к запоминанию снижает эффект восприятия.

Улучшить память можно и независимо от ее типа. Прежде всего надо учитывать несколько условий: ничего с тренировкой памяти не выйдет, если не хватает настойчивости и силы воли. Точно так же многое зависит от концентрации внимания: рассеянному человеку не стоит жаловаться на слабую память, виноваты собственная неорганизованность, несобранность. Не менее важно также — интересует человека или нет то, что он старается запомнить.

Главный вопрос заключается в том, как развивать отдельные типы памяти, если они кажутся слабыми? Ответ прост: почаще следует вызывать в памяти (припоминать) те образы, которые слабей. Так, если преобладает зрительный тип памяти, то очень полезны зрительные материалы: фотографии, диаграммы, схемы, карты и другие наглядные пособия.

Трудности с усвоением иностранного языка могут объясняться недостаточностью развития слуховой памяти: учащийся слышит слова, которые преподаватель произносил вчера и позавчера, и не узнает их. Таким школьникам можно рекомендовать, например, когда они идут по улице, называть по-английски (французски или немецки) все предметы и явления, которые их окружают («дом», «дверь», «окно», «автобус», «ветер» и т. д.), а также глаголы, которые можно поставить рядом с ними. Со временем можно при помощи составления простых упражнений привыкнуть описывать окружающее.

Довольно частая причина плохого запоминания заключается в неправильном усвоении заданного на дом учебного материала. Многие школьники многократно перечитывают текст, пока не покажется, что они уже все знают, а на следующий день, отвечая урок, с досадой убеждаются, что помнят материал очень плохо. В результате — низкая оценка.

Лучше чередовать восприятие прочитанного с припоминанием — прочли первый раз, еще далеко не все запомнили, но закройте книгу и попытайтесь пересказать прочитанное как можете. Когда уже ничего больше не припоминается, снова загляните в книгу. Прочитав, вновь пытайтесь пересказать текст уже полнее, и так до тех пор, пока не станете хорошо пересказывать прочитанное. Без привычки это, конечно, трудно, куда ведь легче подряд «пробегать глазами» заданный параграф от начала до конца несколько раз, пока не будет казаться, будто уже все знаешь. Ведь для воспроизведения прочитанного нужно усилие воли, а при простом чтении такого усилия не требуется, но и пользы гораздо меньше.

Народная пословица гласит: повторенье — мать ученья. Это верно, так как полнее и прочнее запоминается именно то, к чему возвращаются по нескольку раз. Однако многие школьники учат уроки в один присест, накануне того дня, на который эти уроки заданы, а на повторение у них совсем не остается времени. Между тем учебный материал запоминается гораздо лучше, если в тот же день, когда он был разобран в школе, просмотреть его еще раз дома, не добиваясь полного заучивания. Тогда, вернувшись к нему во время приготовления уроков, которые будут на следующий день, вы обнаружите, что многое уже знаете и хорошо закрепить его в памяти не составит большого труда.

Чтобы надолго запомнить материал, необходимо прежде всего найти в нем так называемые опорные пункты (основные определения, ведущие формулировки), которые потом первыми будут приходить на память. Опорными пунктами могут также служить и некоторые части текста с эмоциональной окраской — удачное сравнение, оригинальная мысль, интересный образ и др. Опорные пункты надо связы­вать в уме с таким расчетом, чтобы один пункт вытекал из другого, чтобы создавалась четкая и точная цепочка воспоминаний. При этом и усвоение материала пойдет быстрее, и трудное легче уляжется в памяти.

Выделив основные пункты каждой части текста, надо их связать друг с другом. Очень полезно при этом наметить план, озаглавив каждую часть. Это поможет школьнику составить ясное представление о структуре материала, увидеть, что одно закономерно связано с другим или вытекает из него, т. е. понять ход рассуждения, и следовательно, лучше запомнить его.

Хорошей опорой для запоминания может быть придумывание собственных примеров. Этот прием не везде применим — скажем, для заучивания стихотворения его не используешь, но собственные примеры к какому-то правилу или формуле, к употреблению иностранного слова или выражения (учащийся представляет себе ситуацию, в которой ему требуется ответить на вопрос, использовав нужное выражение) дают хорошие результаты.

В некоторых случаях полезна ритмизация материала. Такой материал уже звучит как стихотворный отрывок и удерживается в памяти без особых усилий.