Как лучше готовить уроки (часть 2)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Уставом средней общеобразовательной школы (1971) предусмотрены домашние учебные задания с учетом возможности их выполнения в пределах:
Режим дня школьника
Школьники должны стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.
Известный русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость. Добавим к этому, что не в меру продолжительные занятия неблагополучно сказываются на общем развитии ребенка, вредят здоровью. Школьники, тратящие чрезмерно много времени на уроки, меньше бывают на свежем воздухе, недостаточно двигаются, систематически недосыпают, не удивительно, что у них развивается переутомление — общая слабость, сонливость или, наоборот, легкая возбудимость, нервозность, головные боли.

А не вредна ли интенсивная умственная работа для молодого организма школьника? — иногда спрашивают родители. Дело в том, что в предлагаемой дозировке заданий учтены возрастные возможности учащихся. Более того, проведенные в последние годы исследования ученых-гигиенистов, физиологов и психологов свидетельствуют о том, что эти возможности используются далеко не полностью. Так что думать, будто выполнение школьных заданий может оказаться для ребенка работой «на пределе», нет никаких оснований. Кроме того, известно, что для достижения успешных результатов в какой-либо деятельности, в том числе и учебной, необходимы определенное напряжение, усилие, преодоление трудностей, так как без этого не может быть движения вперед.

Вы, видимо, обратили внимание, что «классическая» школьная парта наклонная. Это создает более удобное положение книги по отношению к глазам. В домашних условиях с этой целью можно использовать специальную подставку промышленного производства или сделанную самим; можно просто подложить под край читаемой книги толстые тетради или другую книгу. Наклон читаемой книги не должен превышать 45°.

Чтение не потребует сильного напряжения зрения, если расстояние от глаз до книги будет в среднем не менее 30 см. Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев.

Учащиеся со сниженной остротой зрения при чтении и письме во избежание быстро развивающегося зрительного утомления должны обязательно пользоваться очками в соответствии с рекомендациями врача.

Для того чтобы глаза отдыхали, нужно, отведя их от объекта работы, устремить вдаль, это полезно для мышечного аппарата глаз. Кроме того, при продолжительном зрительном напряжении можно применять специальный комплекс упражнений для отдыха глаз. В течение 1 мин надо поморгать, затем закрыть глаза и, откинувшись на спинку парты или стула, спокойно посидеть. Это улучшает кровоснабжение глаз, благоприятно влияет на зрительные функции.

При близорукости после 20—25 мин работы рекомендуется делать 10-минутный перерыв, при высокой ее степени после 10—15 мин работы —10 мин отдыха.

Особое внимание необходимо обратить на организацию правильного и достаточного освещения. Во время вечерних занятий и в пасмурную погоду необходимо, кроме общего., освещения комнаты, пользоваться настольной лампой мощностью не менее 75 Вт. Существенное значение также имеет расположение источника света. Если он находится справа или сзади, то тень от пишущей руки будет мешать; расположенный спереди он слепит глаза работающего. Источник света надо располагать слева и несколько спереди. Во избежание прямого попадания лучей света в глаза желательно иметь лампу с защитным абажуром.

На работоспособность школьника могут неблагоприятно влиять и другие причины. В душной, излишне теплой комнате, да еще при шуме, который создает -включенный радиоприемник или телевизор, усталость наступает раньше. Перед началом приготовления уроков необходимо проветрить комнату, устранить по возможности все., что может отвлекать и мешать занятиям.

Напряженная умственная работа без отдыха, без перерывов не может долго быть эффективной. Совершенно неправильно поступают те родители, которые вводят правило: «Не выходи из-за стола, пока не сделаешь все уроки!» Надо уметь не только продуктивно работать, но и рационально отдыхать. При выполнении домашних заданий очень важно правильное чередование труда и отдыха. Через каждые 40—45 мин занятий устраивать короткие (10—15 мин) перерывы для отдыха с выполнением физических упражнений (физкультпаузы), которые быстро восстанавливают работоспособность.

Во время выполнения физических упражнений надо дышать носом глубоко и ритмично. На это время желательно открывать окно или форточку, в зависимости от погоды.

При длительной работе авторучкой, карандашом пальцы кистей рук нуждаются в специальной гимнастике. Описанные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.

Упражнение 1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.

Упражнение 2. С силой сжимать и разжимать пальцы, пока они не устанут.

Упражнение 3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо.

Упражнение 4. Выпрямить пальцы. Одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги.

Упражнение 5. Развести прямые пальцы и начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в кулак. Затем начиная с большого пальца вернуться в исходное положение (разогнуть пальцы).

Упражнение 6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы все другие оставались собранными в кулак.

Упражнения можно выполнять сидя, поставив локти на стол. Каждое упражнение повторяют 10—15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж пальцев: поглаживая их от кончиков до запястий.

Практика показывает, что школьники старших классов нередко неравномерно по дням загружены самостоятельными учебными занятиями. Неравномерность нагрузки подростков так велика, что в один из дней, действительно, трудно выполнить все задания как следует, если начать готовить их только накануне.

Домашние сочинения школьникам задаются на какое-то длительное время. Учащимся приходится в течение достаточно продолжительного времени находить возможность

поработать над ними среди своих каждодневных дел. Все это, естественно, требует от них умения планировать свое время на протяжении нескольких дней, обычно недели. Школьники старшего и среднего возраста должны уметь достаточно реально оценивать свои возможности и ясно представлять, сколько времени потребуется им на подготовку заданий по каждому предмету. Зная это, они могут приступить к недельному планированию. Сначала следует определить, какие из дней недели сравнительно меньше, а какие больше загружены. Лучше всего это сделать, составив недельное расписание самостоятельных занятий. Тогда сразу же выявляется, какие из дней недели загружены больше, а какие меньше. После этого уже не представляет труда установить, что из уроков, задаваемых на «тяжелые» дни, можно будет сделать заранее, в «легкие» дни. Кроме того, учащиеся смогут выяснить, в какие дни остается больше свободного времени, которое может быть использовано для подготовки домашнего сочинения или повторения большого по объему материала.

После этого можно составить рабочий план на все дни недели с указанием часов, отводимых на приготовление каждого задания. Чтобы претворить его в жизнь, нужно строго придерживаться двух основных правил: приступать к самостоятельным учебным занятиям в запланированное время и в процессе работы по мере возможности не выходить за рамки отведенного на каждый из предметов времени.