Как лучше готовить уроки (часть 1)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Добросовестное выполнение домашних заданий способствует закреплению и углублению знаний, развитию и совершенствованию умений и навыков, получаемых детьми на уроках в школе. Правильно организованные домашние учебные занятия вырабатывают и закрепляют у школьников навыки самостоятельной работы, приучают контролировать ее результаты, способствуют развитию настойчивости и трудолюбия.
Воспитание привычки к систематической работе начинается с определения постоянного времени для приготовления домашних заданий, без чего не могут быть достигнуты успехи в учебе. Известно, что у школьников, привыкших начинать заниматься всегда в одни и те же часы, появляется к этому времени настрой всего организма к напряженной умственной работе.

Нередко приходится наблюдать, как садясь заниматься с самыми наилучшими намерениями, учащийся то и дело вынужден отвлекаться — то понадобился карандаш, то нет резинки, то надо поискать линейку и т. п. На это уходит много времени, а главное — это отвлекает внимание на посторонние дела. В связи с этим одним из способов экономии времени является установление порядка на рабочем месте.

Большую роль в повышении продуктивности умственного труда играют также привычка к постоянному месту работы, создание рабочей обстановки, включающей рабочее место, рабочую зону (письменный стол, стул, шкаф, стеллаж и пр.), температуру и влажность воздуха окружающей среды, освещение (естественное и искусственное), звуковой фон.

Постоянное место, благодаря повторным занятиям, прочно ассоциируется с трудом, вызывая соответствующее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и быстро настраивает на деловой лад, тем самым обеспечивая хорошую работоспособность.

Физиологи и гигиенисты определили оптимально используемые зоны письменного стола. Подмечено, что на столе стандартного размера левый и правый дальние углы практически выбывают из обращения, поэтому, здесь необходимо располагать предметы, которыми приходится пользоваться редко.

На столе школьника во время работы обычно находится много книг, тетрадей, черновиков. Во всем этом нужно завести определенный порядок и всегда его поддерживать. Например, все, с чем работать уже не придется (исписанные листы, черновики, тетради и учебники сделанных уроков), можно складывать справа от себя или вообще убирать со стола. Все, что еще потребуется (линейка, карандаш, чистая бумага и пр.), лучше класть слева от себя. Книгу, тетрадь, письменные принадлежности и др., т. е. чем пользуешься в настоящий момент удобнее положить перед собой. На письменном столе не должно быть лишних предметов, чтобы не тратить время на поиски необходимого.

До начала занятий следует подготовить учебники, пособия, которые могут понадобиться. Книги, тетради, ручки, карандаши также должны иметь свое постоянное место.

Неудобное место работы раздражает, мешает сосредоточиться. Надо позаботиться о том, чтобы учащемуся было удобно сидеть во время приготовления уроков, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту.

Если плоскость, на которой пишет школьник, оказывается низкой, ему приходится работать согнувшись в напряженной позе, что может привести к искривлению позвоночника. Напротив, если рабочая плоскость поднята слишком высоко, учащийся «пишет носом», а это вредно для зрения.

Сидячая поза, если нет опоры для рук, а поясница длительное время находится в согнутом положении, может обусловить статическое мышечное напряжение. При этом мелкие кровеносные сосуды сдавливаются, в результате чего нарушается снабжение организма кровью. Вот почему необходимо стремиться к устранению статического напряжения при умственной работе. Мебель должна быть удоб­ной и должна «разгружать» статическое мышечное напряжение.

Старшеклассники вполне могут заниматься за тем же столом, за которым сидят взрослые. Для школьников младших классов необходимо подобрать мебель, соответствующую их росту. Это легко проверить. Поставьте ребенка около стола. Высота стола должна быть выше локтя на 2—3 см. Если стол высок для ребенка, на стул следует положить подушечку, а для ног нужна подставка. Сидеть удобнее, когда ноги имеют опору. Сиденье стула должно обеспечивать удобное положение тела и находиться на уровне коленного сустава. Длительное время сидеть без опоры (например, на табуретке) тяжело для спины, кроме того, снижаются внимание и работоспособность, поэтому сиденье должно обязательно иметь удобную спинку. В настоящее время выпускается специальная мебель (парты, секретеры), предназначенная для учащихся младших и средних классов. Эта мебель удобна, отвечает необходимым гигиеническим требованиям и недорога.

Родители часто спрашивают, в каком порядке следует делать уроки: начинать с легких или трудных, устных или письменных? Единой последовательности в приготовлении уроков, одинаково рациональной для всех школьников, быть не может, так как у детей имеются индивидуальные различия в усвоении нового материала, устойчивости внимания, свободы переключения с одного вида работы на Другой.

В начальных классах учителя обычно рекомендуют ребятам начинать приготовление уроков с письменных заданий, а затем переходить к устным. Для учащихся 1—2 классов такая рекомендация в большинстве случаев оправдана. Дело в том, что дети 7—8-летнего возраста еще не привыкли к значительным учебным нагрузкам и быстро утомляются. У них обычно не бывает длительного периода втягивания в работу, который можно наблюдать у большинства старших школьников, поэтому школьникам 1—2 классов следует начинать приготовление уроков с наиболее трудных заданий, как правило, такими являются письменные.

Учащиеся старших классов должны сами устанавливать себе порядок выполнения заданий на основе наблюдений за своей работоспособностью. Если школьник входит в работу легко и в начале работает с подъемом, более продуктивно, чем к концу занятий и относительно быстро утомляется, то ему следует начинать приготовление уроков с наиболее трудного задания. Если учащийся втягивается в работу медленно, много времени тратит на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, усталость появляется не так скоро, то такому ученику надо начинать готовить уроки с наиболее легких и постепенно переходить к трудным.

Не менее важно для школьников умение заниматься в хорошем темпе. Разумеется, что у каждого ребенка свой темп работы: одни усваивают изучаемый материал быстро, другим требуется гораздо больше времени. Но если времени затрачено много, а желаемого результата нет, то тут уж причина скорее в том, что немалая доля затраченного времени ушла впустую, на ненужные паузы и посторонние дела. Кроме того, у школьника, привыкшего работать вяло, часто отвлекаясь, темп мыслительной деятельности гораздо медленнее, чем у учеников, привыкших к интенсивной умственной работе, а это, естественно, увеличивает время занятий. Ведь после каждой паузы ему вновь приходится возвращаться к прочитанному, вновь делать усилие, чтобы сосредоточиться и начать осмысливать изучаемый материал. В конце концов такая манера работы становится для него привычной и изменить ее даже при желании очень трудно. Таким образом, основное условие успешной работы — умение работать интенсивно, с полной отдачей сил.