Почему школьнику нужен режим?

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Если ознакомиться с биографией известных ученых, писателей, политических деятелей, врачей, то невольно задумаешься, как это они успевали заниматься наукой, искусством, политикой, общественной работой, да и для отдыха находили время. Так, в состав Полного собрания сочинений В. И. Ленина в 55 томах вошло около 9 тыс. произведений и документов, в которых есть упоминания и ссылки более чем на 16 тыс. источников, в том числе на 20 иностранных языках.
Произведения Л. Н. Толстого составляют десятки томов, вместе с тем в течение многих лет он служил в Крыму и на Кавказе, учил детей в Яснополянской школе, часами беседовал с многочисленными посетителями.

История знает многочисленные примеры поистине невероятной работоспособности. Между тем далеко не у всех этих людей были какие-то сверхъестественные способности, необыкновенная память. Чему же тогда обязаны они своими выдающимися достижениями? Таланту? Да. Но одного таланта мало, они были замечательными организаторами своей работы, особенно своего режима дня.

Приучать школьников выполнять режим дня необходимо с ранних лет. В этом возрасте у них легче выработать привычку к организованности и порядку, к систематическому труду. В результате регулярных упражнений это становится их внутренней потребностью, чертой характера.

Неправильно построенный распорядок дня или частая его ломка вредно сказывается на здоровье и работоспособности учащихся, что приводит к развитию хронического переутомления. Слабое физическое развитие, повышенная утомляемость, вялость и апатия, нервозность и плохое поведение — как часто эти качества прямо или косвенно связаны с неправильным режимом дня школьника!

К сожалению, не всегда родители уделяют достаточное внимание распорядку дня учащихся. Ведь именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера. В эту пору закладываются и приобретаются знания и навыки, необходимые в жизни и труде, укрепляется здоровье.

Для молодого растущего организма нормирование физической и умственной деятельности, а также времени отдыха в соответствии с возрастными анатомо-физиологическими и психологическими возможностями особенно важно, так как переутомление в этом возрасте может быть причиной развития различных серьезных отклонений в состоянии здоровья, в первую очередь в центральной нервной системе.

Человек является частью природы, поэтому в его жизни, как и в природе, все должно совершаться ритмично. Под влиянием центральной нервной системы все системы и органы человека функционируют согласованно, последовательно и ритмично. Их комплексная деятельность обеспечивает жизненно важное единство организма с окружающей средой, а ритмичность природных явлений оказывает решающее влияние на течение различных процессов в организме. Например, смена сна и бодрствования обусловлена регулярным чередованием дня и ночи; процесс дыхания, сердечная деятельность, пищеварение, движение и пр. также протекают ритмично и последовательно. Кроме того, смена различных состояний организма осуществляется с определенной скоростью, свойственной только данному возрасту. Так, длительность периодически наступающего сна в различных возрастных периодах неодинакова. Если новорожденный для правильной деятельности организма спит почти 23 ч, просыпаясь 6—7 раз к каждому кормлению, то суточная продолжительность сна школьника 7—8 лет составляет 11,5  ч, а у 15-летних подростков — 9ч. Также ритмично, только с различными интер­валами, происходят прием пищи и последующее пищеварение, процесс дыхания, сердечная деятельность. Следовательно, режим дня является определенным отражением необходимых организму правильных физиологических процессов.

При соблюдении режима у школьников образуются условные рефлексы на время: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать всегда в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению.

Ребенок, которого кормят когда придется, обычно сам не просит есть. А дети, приученные, например, обедать в 14 ч, уже за 10—15 мин спрашивают, скоро ли обед. Это вполне закономерно — у них выработался соответствующий рефлекс на время. К определенному времени пищевой центр в мозге возбуждается, пищеварительные железы выделяют необходимые соки, приходит аппетит: организм готов к приему пищи и усваивает ее наилучшим образом.

Если родители приучили ребенка вовремя ложиться спать и вовремя вставать, то тем самым они обеспечили ему бодрость, хорошую работоспособность на весь день как в школе, так и дома. Выспавшийся ребенок хорошо воспринимает объяснения учителей на уроке, весел и жизнерадостен в свободное время, лучше и быстрее готовит домашние учебные задания.

Соблюдение режима дня вырабатывает у детей привычку к порядку, дисциплинированность, воспитывает у них чувство ответственности за проведение тех или иных мероприятий. Учащиеся начинают дорожить своим временем, приобретают навыки систематического труда.

Школьник должен почувствовать, что для него установлен определенный распорядок дня и он обязан его выполнять. Вначале, конечно, надо помочь ему: вовремя разбудить, создать необходимые условия для занятий физической зарядкой и проведения закаливающих процедур. Хорошо, если все это школьник будет делать вместе с родителями.