Функциональный возраст (часть 2)

date29.07.2014 "Не стареть - это искусство" authorАвтор: О. Грегор

Темп старения отдельных органов неодинаков, он различается и у отдельных людей. Некоторые органы стареют раньше, зато другие — в более быстром темпе. Все это определяет индивидуальные различия между стареющими людьми, обусловливает их функциональный возраст. Некоторые проявления функционального старения определенных органов имеются уже в молодости. Ранее всего признаки старения появляются в органах, не обладающих способностью к обновлению. У этих органов снижение работоспособности (инволюция) наступает раньше, чем у других, что наглядно проявляется, например, на функции легких: с 20 лет ЖЕЛ (жизненная емкость легких) начинает постепенно уменьшаться на 17,5 см3 на 1 м2 поверхности тела ежегодно. Максимальная сила скелетных мышц фиксируется между 20 и 30 годами, затем с каждым годом уменьшается. Адаптация глаз к темноте снижается с 8 лет. Слух — наиболее острый между 40 и 50 годами, затем острота его падает. Особые клетки мозга (нейроны) между 5 и 40 годами отмирают примерно в том же количестве, что за всю оставшуюся жизнь.

Как уже было сказано, снижение функций различных органов не начинается одинаково, и на темп снижения функциональных способностей можно сознательно и активно влиять с помощью физической и психической тренировки. Доказано, например, что люди, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, имеют большую емкость легких и мышечную силу, лучшую производительность сердца, быстрее реагируют на внешние раздражители, чем малоподвижные люди того же календарного возраста и пола.

Один пример из многих: 100 мужчин в возрасте от 45 до 75 лет, которые в течение многих лет регулярно ездили на велосипеде, обладали, согласно результатам тестирования, большей жизненной емкостью легких и лучшими показателями сердечной деятельности, значительно дольше противостояли утомлению и быстрее восстанавливали силы, а также отличались лучшей памятью, чем мужчины того же возраста, не занимающиеся физкультурой и спортом.

Можно привести много примеров, из которых следует, что» функциональный возраст, кроме генетического компонента, в значительной мере обусловлен образом жизни в молодости и зрелости. А такие жизненно важные качества, как обстоятельность, надежность, систематическая и логическая (не механическая!) память, терпеливость, деловитость, способность к абстракции с возрастом не изменяются. Они развиваются на основе приобретенного опыта и знаний в течение жизни! Легко заметить, что пожилые люди бывают более аккуратными и надежными, чем молодые, или же они сами в молодости. Если они вынуждены решать задачи, требующие терпения или деловитости без эмоциональной окраски или умения и опыта, приобретенных с течением лет, то обычно решают такой тип задач с лучшими результатами, чем более молодые.

Все это служит доказательством того, что бездеятельность имеет для стареющего и старого человека явно негативные последствия — его функциональный возраст может даже намного превосходить календарный. Бездеятельность ведет к моральной деградации, что часто является причиной депрессии и иногда приводит к психическому распаду личности.

Одним из важных моментов в процессе старения является постепенное снижение адаптации, то есть способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям — как к небольшим переменам, так и серьезным изменениям в жизни.

Психическая или физическая активность, проявляемая в течение всей жизни, может замедлить функциональное старение. О благотворном влиянии интеллектуальной активности на темпы старения свидетельствует, например, тот факт, что у учителей в старости память ухудшалась в 2 раза медленнее, чем у их ровесников, представляющих другие профессии. Существует много подобных наблюдений и статистических данных, на основе которых можно сделать следующие выводы:

постоянная интеллектуальная «гимнастика» и психическая тренировка замедляют темпы функционального старения;

профессиональная психическая тренировка в течение всей жизни благотворно влияет и на другие виды психической деятельности. Замечено, что проявление постоянной активности в одной психической области, например профессиональной, способствует развитию интереса и активности и в других областях и поддерживает уровень развития психики.