В этом возрасте он уже неспособен мыслить (часть 4)

date30.07.2014 "Не стареть - это искусство" authorАвтор: О. Грегор

Способность усваивать ценные сведения у старых людей такая же, как и у молодых, если времени на освоение материала было достаточно много.

Логично и хорошо наглядно построенный материал пожилые люди изучают гораздо легче, чем если бы они были моложе.
Обучение, образование не лимитировано, следовательно, возрастом, а зависит скорее от тренировки интеллектуальных способностей в течение всей жизни. Недалеко от истины утверждение, что тот, кто перестал учиться и заниматься самообразованием в 25 лет, собственно говоря, уже интеллектуально состарился, а тот, кто постоянно занимается самообразованием, постоянно учится, остается психически и интеллектуально молодым до глубокой старости.

Информационный взрыв нескольких последних десятилетий вынуждает людей, работающих почти во всех отраслях, систематически пополнять и совершенствовать свои знания. Обычного среднего, а зачастую и высшего образования в большинстве случаев становится недостаточно. Следовательно, и в зрелые годы приходится учиться. А поскольку количество новых явлений, открытий и технологических процессов возрастает, для сегодняшней молодежи и людей средних лет становится естественным постоянно заниматься самообразованием. Следовательно, можно с большей вероятностью предположить, что они не прекратят интеллектуальной тренировки ни в пожилом возрасте, ни в старости.

Обнадеживает, что возрастает число пожилых людей, которые получают радость и удовлетворение от того, что могут научиться чему-то новому или углубить свои знания. Такое же удовольствие дает им сознание духовных ценностей, для чего не хватало времени в прежней спешке. Ведь образование не должно быть только подготовкой к будущему — оно содействует полноценной жизни и в настоящем. Многие пожилые люди считают самообразование приятной деятельностью, обогащающей внутренний мир. А это доказывает, что человек никогда не бывает настолько стар, чтобы не научиться чему-то новому.

Тренировка интеллекта и психики является наилучшим лекарством против старения. Из этого следует, что если человек занимается интеллектуальным трудом, учится в течение всей жизни, не утрачивает стремления к самосовершенствованию, то позже, в период старения и старости, мозг у него работает гораздо лучше. Существует, разумеется, и обратная зависимость. Как недостаточное использование физических функций ведет к снижению физических способностей (атрофии), так недостаточная эксплуатация мозга, недозагрузка мозговых клеток может привести к ухудшению памяти. Результаты исследовательских работ показывают, что к старости лучше сохраняется память систематическая, а не механическая, а общая сумма «записи» в памяти может храниться долго. Больше того, улучшается мышление. Там, где при решении задач, требующих усилий памяти, можно использовать приобретенные опыт, знания, навыки, действовать более рационально и без эмоций, где требуется больше терпения, там пожилой человек может даже превзойти молодого.

Надо заметить, что умственная работа очень энергоемка. Немногие осознают, что в ходе психического напряжения они быстрее утомляются, чем прежде, и после такого рода активности нуждаются в более частом и продолжительном отдыхе и релаксации. Поэтому пожилому человеку необходимо несколько раз в течение дня прерывать работу для краткого отдыха. Короткие паузы для релаксации, небольшая прогулка или пробежка на свежем воздухе — и снова заряжена «психическая батарейка». Мозг будет лучше снабжаться кровью и не произойдет перенапряжения. Чтобы сохранить психическую активность и здоровье, следует найти индивидуальное динамическое равновесие между деятельностью и отдыхом.