В этом возрасте он уже неспособен мыслить (часть 3)

date30.07.2014 "Не стареть - это искусство" authorАвтор: О. Грегор

Исследования, изучающие соотношение развития интеллекта в старости и образования человека, полученного им в молодые и зрелые годы, показали, что у людей с более высоким уровнем образования и большими знаниями интеллект не только не уменьшается, но в некотором смысле даже возрастает. Так, например, способности к абстрактным и философским рассуждениям лучше всего проявляются в пожилом возрасте, особенно между 50—80 годами. Если в зрелости у кого-то творческая деятельность входила в понятие нормального образа жизни, то этот человек обычно продолжает ее до глубокой старости.

Примеры деятелей культуры и ученых, которые создавали свои шедевры в глубокой старости, будут приведены чуть позже. Творческая деятельность, конечно, проявляется не только в научной или художественной сфере. Сегодня многие психологи во всем мире занимаются изучением влияния творчества на жизнедеятельность человека; в результате исследований оказалось, что творческая активность в каждой профессии не только возможна, но и благоприятна для психики и разума человека в любом возрасте, следовательно, и в старости.

Систематизируя приведенные данные и результаты других психологических и социологических исследований, можно сказать, что уровень развития умственных способностей человека в старости зависит от врожденных способностей; образования; профессиональной квалификации; жизненного опыта; возможностей использовать интеллектуальные способности в зрелости; различных стимулов, исходящих как от окружающих, так и от самого индивидуума.

Если имеется сразу несколько указанных выше факторов, то интеллектуальные возможности пожилого человека могут даже увеличиться. С другой стороны, если отсутствуют большинство из них, то недостаточная тренировка интеллекта может обусловить снижение интеллектуального уровня в старости в гораздо более быстром темпе, чем следует из простого подсчета прожитых лет.

Значит, интеллектуальные возможности к старости, как правило, не снижаются и фразу: «В этом возрасте он уже неспособен мыслить» — можно смело отнести к ошибочным.

Но еще остается ответить на вопрос, как в старости обстоит дело со способностями усваивать и использовать новую информацию.

Старые люди, говорят, противятся чему бы то ни было новому (неофобия), поскольку уже не способны воспринимать новую информацию. Это, конечно, не соответствует действительности. Результаты современных психологических и социологических исследований говорят о том, что человек в состоянии учиться до глубокой старости. Способность овладевать новыми знаниями и углублять старые зависит не от возраста, а совсем от иных факторов.

Некоторые исследователи, работавшие в этой области, пришли к выводу, что способность учиться в старости претерпевает ряд изменений. Речь идет не об утрате этой способности, а об определенном качественном сдвиге, некоем видоизменении способа обучения. Группа советских педагогов установила, что пожилой человек учится не так легко и быстро, как молодой, но зато занимается более интенсивно, упорно и тщательно. Механически заученные сведения люди старшего возраста запоминают хуже, зато логически выстроенный материал усваивают легко и иногда даже быстрее, чем более молодые.

Из результатов исследований по данной проблеме следует, что способность учиться с годами не снижается.