В этом возрасте он уже неспособен мыслить (часть 2)

date30.07.2014 "Не стареть - это искусство" authorАвтор: О. Грегор

Из других источников следует, что психика и интеллектуальные способности в старости зависят главным образом от двух факторов: в первую очередь их обусловливают образование и профессиональная квалификация — чем выше уровень образования, полученного человеком в молодости. тем лучше сохраняется интеллект в старости. Об этом свидетельствуют и те факты, что люди, обладающие более высокой профессиональной квалификацией, приобретенной в молодые годы, часто пополняют свои знания и в зрелости. В течение всей жизни они занимаются интеллектуальной тренировкой и, следовательно, в старости отличаются хорошими интеллектуальными способностями и высоким жизненным тонусом.

В ходе одного исследования был обнаружен интересный факт, что подвижность психики в старости обусловливает, в частности, среда, в которой пожилой человек находится. Такой вывод был сделан на основании результатов сравнения группы здоровых пожилых людей, живших в благоприятной среде, которая способствовала повышению их жизненного тонуса, с группой людей такого же возраста, которые жили в «тепличных» условиях, отнимавших у них инициативу и вынуждавших к пассивности. Очевидно, среда, которая требует от пожилых людей самостоятельности и независимости, позволяет им сохранять высокий уровень развития интеллекта и в старости.

Кроме того, чтение специальной и художественной литературы, изучение языков, различные хобби — все это требует постоянной работы интеллекта, не позволяя ему снижаться в преклонном возрасте.

Авторы данной работы делают из своих наблюдений вывод, что в нормальных условиях умственные способности человека к старости не уменьшаются. Различия между отдельными индивидуумами, конечно, бывают существенными. Динамика умственных способностей, очевидно, более обусловлена функциональным возрастом, чем паспортным.

И еще одно замечание. Пожилой человек иногда странно реагирует на вопросы или замечания из-за того, что у него ухудшается слух. А окружающие ошибочно приписывают ответы невпопад или неверные замечания снижению его умственных способностей.

Отдельные ученые проводили интеллектуальное тестирование рабочих и технического персонала разной квалификации и различного возраста. Было установлено (как и в предыдущем исследовании), что уровень профессионального образования играет очень важную роль. У лиц со специальным средним или высшим образованием умственные способности в 20—70 лет практически не изменяются, в то время как у неквалифицированных работников с возрастом заметно значительное снижение интеллекта.